?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Знаю, что уже существует немало материалов (статей, книг) о великом танцоре Махмуде Алисултановиче Эсамбаеве. Знаю, что есть такие посты и в Живом Журнале. Но все же мне хотелось бы и у себя поговорить о моем легендарном земляке, которого журналисты величали Гордым Махмудом и Чародеем Танца, а мне он почему-то видится именно Шаманом - персонажем, роль которого Эсамбаев великолепно станцевал в экранизации "Земли Санникова" в 1973 году. Великим Шаманом Танца. Шаманов я уважаю больше остальных "проводников" тонкого мира. :)

Махмуд начал танцевать в 7 лет. Вся округа чеченского села Старые Атаги знала веселого парнишку, без которого не обходилась ни одна свадьба. Гибкий и пластичный мальчик начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причем одновременно левой ногой касался головы. Он крутился юлой, мелькая босыми пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать Махмуд мог без устали, ведь это занятие с детства было его любимым делом.

Я еще не знаю жизни. Смотрю на отца Али-Султана.
Шепчу имя матери Бикату. Вижу мамину неродную мать.
Это старушка Забант.
Вокруг меня брат Мума и брат Муца.
Есть у меня и сестра Пада.
Я еще не понял, кто меня любит и кто не любит.
Все вокруг старше меня.
Отцу - 79, а матери 16 лет.
Мы живем в доме, в крестьянском селении Старые Атаги.
Это горный Кавказ.
Все вокруг мусульмане.
Меня носят к реке, когда мать идет за водой.
Это всегда в одно и то же время: 5 утра и 9 вечера.
Живем на пенсию отца и приданое матери.

> В большой семье Эсамбаевых никто не смел ослушаться отца. Недовольный увлечением сына, Алисултан отправил сына в пастухи. Но юный Махмуд не унывал, вынося оскорбления братьев и побои отца. И только в самые трудные минуты мальчик, пряча красные от обиды глаза на плече своей матери, возбужденно твердил: «Я хочу танцевать, я не могу жить без танцев…» И мать многочисленного семейства, Бикату, гладила сына по голове, вселяя в него силы и надежду. Ее сын мечтал стать артистом, а она верила в его талант.

Я родился в теплый солнечный день.
Позднее я осознал, что я «Тигр» с сердцем «Рака».
Я самый загадочный знак Зодиака.
Все, что я здесь говорю - это моя жизнь.
Я внимателен к окружающему миру.
“Когда я был на руках, я уже танцевал”, - повторяла бесконечно мать.

Махмуд Эсамбаев, будущий академик Международной академии танца, родился 15 июля 1924 года в селе Старые Атаги, где умел танцевать каждый мужчина и каждая женщина. Не считая танец профессией, отец Махмуда, Алисултан, был в ярости, когда узнал, что его сын выступает со своим номером в коллективе кочующего по чеченским аулам цирка. Отец прятал от Махмуда одежду, запирал дома, но все было бесполезно. В 15 лет Махмуд поступил в хореографическое училище г. Грозного, куда переехала их семья. Одновременно участвовал в концертах Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца.

Когда началась Вторая мировая война, Махмуд вместе с концертной бригадой ансамбля уехал на фронт. Во время одного из выступлений Эсамбаев был ранен в ногу. В полевом госпитале ему сделали операцию. По воспоминаниям его дочери Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду: «Ногу я вам спас, а вот танцевать… вы не сможете».



Но Эсамбаев уже не мыслил себя без этой профессии. Он не только лечился после ранения, но и не переставал тренироваться, возвращая себя к прежней жизни.


Оказавшись в 1943 году в освобожденном Пятигорске, он так покорил администрацию местного театра оперетты своими танцами, что ему сразу предложили несколько ролей из репертуара, над которым работали актеры-профессионалы. Махмуд танцевал в спектаклях «Роз-Мари», «Холопка», «Раскинулось море широко». Несмотря на молодость танцора, никто из актеров не сомневался в его несомненном таланте.

Окончилась война. Казалось, что все самое плохое в жизни уже позади. Но когда Махмуд приехал в Грозный, то не нашел ни родных, ни друзей. Cталин принял решение о выселении чеченцев и ингушей с территории их национальной родины. Далее последовал Указ Верховного Совета СССР, который ликвидировал Чеченскую республику. Людей насильственно депортировали 23 февраля 1944 года в Среднюю Азию, Сибирь. Длилась депортация около 13 лет, она унесла жизни многих переселенцев. (Только в 1989 году СССР реабилитировал чеченцев и ингушей.)

Для многих семей, в том числе и Эсамбаевых, это стало трагедией. Не перенесла переселения мать Махмуда, она умерла, тяжело заболел отец. Горе сблизило отца с сыном. Когда Махмуда приняли в Киргизский театр оперы и балета, он, увидев замечательных партнеров по сцене, начал упорно работать над своим телом у балетного станка. Потом это стало его ежедневной привычкой. Как писала его дочь Стелла, отец Махмуда, живший с ним в те годы, отмечал упорство и настойчивость сына, его поистине самоотверженный труд. «Прости старика, сынок, – как-то сказал он Махмуду, – только теперь я понимаю, как я был глуп».

Партии, исполненные Махмудом в спектаклях «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», стали в дальнейшем эталоном хореографии тех лет. Больше 10 лет он работал в Киргизии. О танцоре Эсамбаеве писали в газетах, он стал призером многочисленных фестивалей и конкурсов. Его высоко ценила балерина Г. Уланова: "Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаютсяодин раз даже не знаю во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы..." А балетмейстер Большого театра Ю. Григорович говорил, что «каждое выступление Махмуда – это законченный балет».

Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету "В мире танца", а вскоре последовала и главная роль Ишкоева в киноленте "Я буду танцевать".


























В экранизации балета Петра Чайковского, в фильме-балете "Лебединое озеро" в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева мастер исполнил одну из главных партий.

Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму "Земля Санникова" по сценарию "для денег" безработного оптимиста Марка Захарова. Это было до того, как он стал тем самым "Марком Захаровым".

В картине Махмуд Эсамбаев изображал Черного шамана в окружении туземок — полуголых примадонн бурятских театров, отпугивая своими завораживающими танцами героев хождения к земле Санникова — беглого каторжника Ильина, блестящее исполненная роль Владислава Дворжецкого, ссыльного поселенца Крестовского, роль несравненного Олега Даля, и просто авантюриста Губина в исполнении Юрия Назарова.






Профессиональной победой в кино маэстро танцев стала и роль придворного Музыканта "Несравнейнийшего" Иги-Наш-Туш у режиссера Геннадия Васильева в музыкальном фильме-сказке о волшебном Городе веселых тружеников "Пока бьют часы", да и неугомонный "Огонь" в сказке - комедии Юрия Победоносцева "Честное волшебное" был в исполнении Эсамбаева весьма убедителен.

Велик был масштаб личности маэстро танца. Эсамбаева любили, его обожали за талант, режиссеров покоряла внутренняя мощь актера. Елизавета Кимягарова пригласила танцовщика на роль казначея в "Приключения маленького Мука" по мотивам произведения Гауфа, но и в этой, немного необычной для него роли, Эсамбаев был превосходен.



Киногероям Эсамбаева свойственная особая, эсамбаевская стать! И этого просто нельзя было не заметить. Вот режиссер Георгий Базаров и утвердил актера на роль Учителя в политической драме "Репортаж из бездны", повествующей о военном перевороте в небольшой азиатской стране в конце 70-х годов.

А в 1995 году Эсамбаев снялся и в международном кинопроекте. Кинолента "Зов Предков" - совместное производство Алжира и Узбекистана. В роли Великого Турана популярный танцовщик был как всегда неотразим.

Огромную помощь на протяжении всей жизни оказывала Махмуду его супруга Нина Аркадьевна, врач, с которой он познакомился, когда ему было 17 лет. Она всегда была рядом с ним – и в трудные, и в радостные минуты их долгой счастливой жизни.

В 1957 году, когда была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Эсамбаев оставил академическую сцену и решил обратиться к народному танцу. Он работал в филармонии своей республики. Именно в это время артист стал создавать свои танцы-новеллы, изучая культуру разных народов мира.



Спустя два года Эсамбаев со своей программой выступил в Москве. Вскоре он был приглашен в известный столичный коллектив «Звезды советского балета», который побывал во многих городах нашей страны и за рубежом. Самобытные танцы: узбекский «Чабан», монгольский «Охотник и орел», башкирский «Воин», бразильский «Макумба», колумбийский «Бамбук» – не оставляли никакого равнодушным.



После этих гастролей Эсамбаев решает создать свой коллектив. Некоторые композиции он продолжает ставить сам, используя свой, от природы данный ему шаг и неповторимую мужскую грацию. Махмуд с легкостью мог подчинить себе любую зрительскую аудиторию. В его театре танцев у него не было конкурентов. Его композиции не мог повторить ни один актер. Мало кто знал, что во время репетиции, Эсамбаев пользовался секундомером, чтобы выверить каждое движение, придать ему нужную пластичность и эффектность. Со своей программой «Танцы народов мира» Махмуд Эсамбаев сумел покорить не только Россию, но и весь мир.



При жизни его вклад в культуру был оценен по заслугам. Он стал народным артистом не только СССР, но еще восьми республик. Эсамбаев неоднократно избирался Президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства. Однако даже став академиком Международной академии танцев, Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета СССР, а потом и РФ, он всегда вникал в проблемы простых людей. Он умел примирить людей независимо от их национальности, веры и образа жизни.

"Гордый Махмуд", как его прозвали, был не только мастером танца, но и великим человеком, который через свое искусство приобщал людей к гуманизму. При этом он никогда не скрывал свою национальную принадлежность, даже в самые тяжелые для чеченского народа времена.

Махмуд Алисултанович Эсамбаев ушел из жизни 7 января 2000 года, в возрасте 76 лет. Похоронен маэстро танца в Москве на Мусульманском кладбище, филиал Даниловского кладбища. Его жена пережила его на два года.

Все, кто знал этого великого танцора, навсегда запомнили его добрый взгляд и мягкую улыбку. И сегодня, вспоминая о Махмуде Эсамбаеве, представляешь его в неизменной папахе, такой же приметной, как и предмет его особой гордости – талия, которая была осиной до самой старости…

Из интервью с одним из друзей Эсамбаева, украинским хореографом Григорием Чапкисом:

- С Махмудом Эсамбаевым я познакомился в 1951 году в Москве, мы вместе готовились к III Всемирному молодежному фестивалю в Берлине, - вспоминает Григорий Чапкис. - Нам читали лекции о том, как правильно вести себя в Германии, общаться. Ходить по улице одному запрещалось. Помню, с нами поехала многочисленная бригада кагэбистов.
В состав советской делегации входили полторы тысячи человек. Целый эшелон. И вот, представьте себе, с нами случилось ЧП. Нас всех отравили. Срачка напала такая, что мы только то и делали, что бегали от туалета к врачу и наоборот. В ночь с тринадцатого на четырнадцатое августа прилетел самолет из Москвы. Новый персонал должен был заменить всех уборщиц и медсестер. До утра нас кололи, давали разные таблетки, делали промывания, ведь нужно было выступать. Назло врагам мы выиграли золотых медалей больше, чем участники из других стран. Вот в это время мы с Махмудом и сдружились. У нас было одно горе, что всегда сближает.
Советская делегация была изолирована от всех, хотя мы и находились в Берлине четырнадцать дней. Наши спортивные и танцевальные коллективы жили и тренировались отдельно друг от друга. Никто не имел права выходить за отведенные ему границы. Помнится случай, когда на очередной политический митинг в центре Берлина, посвященный дружбе народов, проникли «фашиствующие элементы». Они стали бросать в толпу баллончики со слезоточивым газом. Началась паника, давка.
Многие члены нашей делегации, присутствовавшие там, серьезно пострадали от газа. После этого нас окончательно закрыли и совсем никуда не выпускали. Хотя были намечены встречи с братскими социалистическими странами. Все отменили. Приходилось общаться только между собой.

- На гастроли Эсамбаев ездил один?

- Нет, с женой. Она была у него за костюмера. У Махмуда ведь было очень много нарядов, один бы он с ними не разобрался. Да и времени свободного у него не было, поскольку большую часть жизни проводил в тренировочном зале, совершенствуя профессиональное мастерство. Иногда не выходил из танцевального зала по 10-15 часов! Был ТАКИМ трудоголиком, которых мало. Один поклон мог репетировать два часа! Всего добивался благодаря огромной настырности. Если что-то не получалось, приходил в бешенство.

- А что еще могло вывести его из себя?

- Имелась масса поводов для раздражения, но матерщинником, как Рудольф Нуриев (легендарный артист балета), Махмуд не был. Нуриев был потрясающим танцором, но очень жестоким человеком. Посмотрев на репетиции на кого-либо из своих коллег, «оценивал» их не иначе, как: «Говно». Появится, допустим, молодой талант, все в восторге от него. Только не Нуриев! Помню, зашел он к нам на репетицию. Показал пару элементов. Все поздравили его с блестяще исполненными па. Он сел на стул, смотрит, как мы усвоили материал. Только мы начали показывать, Рудольф как закричит: «Что ты делаешь? Это же полное…»
Эсамбаев был более терпимым. Хотя с возрастом и у него начали сдавать нервы.

- Говорят, все танцы Махмуда Эсамбаева были очень сложными. Вы тоже так считаете?

- Коллеги даже не пытались повторить движения, которые Махмуд выполнял с легкостью. Его универсальность в хореографии не знала границ. Эсамбаев был потрясающим танцором! Классические, народные, осетинские, индийские танцы он исполнял просто и виртуозно. Равных ему не было. Причем ему запросто давались как мужские, так и женские партии, а это абсолютно уникальное явление. Эсамбаев в 50-х годах прошлого века был чуть ли не единственным танцором, который с легкостью мог дать сольный аншлаговый концерт во Дворце «Украина». Купить билет на его выступление было невозможно.
Мы с Махмудом были друзьями, хотя и редко виделись. Ведь он жил в Москве, а я в Киеве. Но когда мне случалось ехать на гастроли в Белокаменную, я непременно заходил к нему в гости. Он всегда был рад меня видеть. В его доме было полно народу.

- Григорий Николаевич, когда вы виделись с Эсамбаевым в последний раз?

- Мы встречались за несколько лет до его смерти в одном из концертных залов Москвы. Хотя в последнее время он уже не танцевал. Занимался больше депутатской деятельностью.

- Эсамбаев мог выпить?

- Не могу сказать, что он увлекался этим. Пьяным его не видел никогда. Хотя он очень любил тосты, обожал анекдоты, которые прекрасно рассказывал.

- Приходилось ли вам видеть легендарный бразильский танец в исполнении Махмуда Эсамбаева «Макумба», который, по свидетельству некоторых, мог излечить от болезни?

- Я видел этот потрясающий танец. На первый взгляд он напоминал обычную трясучку, но если присмотреться… Поражала хореография. Вернее, антихореография! Он такое вытворял ногами – выбивал 32-й, а то и 64-й такт! Повторить подобное невозможно! Даже не пытайтесь! У Эсамбаева была совершенно невероятная талия – сорок сантиметров! Все женщины завидовали. Вообще, тело у него было уникальным – гибкое, пластичное. Запросто изображал йогов. Но как только перестал танцевать, немного располнел.

Другие фотографии артиста, а также записи его выступлений:






  
 
  
 
 
 
 
 

 
  
 
 
 
  
 
 
 
 
 

 



С дочерью Стеллой

 
 

 


Скульптуры и памятник:

 
 
 

(Автор последней скульптуры - в стиле танцующего бога Шивы - Акчурин Рим Нязыфович. Я бы назвала эту скульптуру "Натараджа Махмуд")

Еще об Эсамбаеве: http://www.justmj.ru/forum/41-1195-1

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
rjbina
Apr. 1st, 2012 04:48 am (UTC)
Спасибо, большое! Даже не могу подобрать слова, сразу. В двух словах не получится и не хочется. Душа наполнена радостью и восторгом гением талантливого человека.
ormona
Apr. 1st, 2012 08:20 am (UTC)
Рада, что это нашло в вас отклик! :)
К слову, фото, где Эсамбаев на фоне цирка танцует испанский танец - это Новосибирск. Я даже запись танца видела, но ее потом убрали, так и не нашла больше нигде.
lenarudenko
Apr. 2nd, 2012 07:33 am (UTC)
Спасибо за подборку! Действительно, уникальный талант. И сумел пробиться, поставив цель с детства, несмотря на запреты окружения. Осмелился ослушаться родственников, но и они потом поняли, что были неправы
Я, помню, его в детве впервые увидела в "лебедином озере". Очень понравился этот образ :))
ormona
Apr. 2nd, 2012 10:17 pm (UTC)
Кстати, вот любимый мной образ шамана анкелонов из "Земли Санникова" мне лично кажется отнюдь не отрицательным. Да он и у Обручева, кстати, не был отрицательным. В фильме его пытались подчернить, а смысл-то остался: мудрый шаман чует исходящую от "белых людей" опасность для своего народа и своей родины и просто пытается защититься от чужаков. Разве это не естественно? И разве он не прав (насчет опасности от белых)? Хотя, конечно, он это понимает не разумом, а шестым чувством, им, изолированным, не с чем было сравнить.
Да, Ротбарт у него шикарный. Настоящий папаня настоящего Черного Лебедя, это вам не ножкой подергать и "Оскара" на радостях хапануть в стиле "Танцы с профанами" и "Коровы на льду". :))))
lenarudenko
Apr. 3rd, 2012 06:49 am (UTC)
Я вот тоже в такой ситуации шамана понимаю. Вообще белые люди всем этим народам ничего хорошего не принесли. А что конкистадоры тварили, это вообще - жесть :(
У Эсамбаева в роли злого волшебника еще мимика классная. В детстве поразила. Прям верилось, что он настоящий колдун :)) Куда там всем этим завезданутым :))
А потом позже я его выступление в индийском стиле увидела. Сразу узнала :)
ormona
Apr. 3rd, 2012 09:40 am (UTC)
Да-да, а потом "белые люди" изумляются - а что это "народности" нас так не любят, воюют с нами? Мы им цивилизацию принесли, читать выучили безграмотных. Один только вопрос в связи с этим: а их об этом обо всем кто-нибудь вообще просил? :(
В индийском "Золотом боге" он, кстати, в начале больше минуты поднимается с корточек, а в конце - садится на корточки тоже больше минуты. Повторить нереально.
lenarudenko
Apr. 3rd, 2012 07:51 pm (UTC)
И еще эту принесли... как ее... "истиную веру"
Типа до них все тупые туземцы не так жили. А кто не согласный, тех мы немножечко расстрэляем :(
ormona
Apr. 4th, 2012 06:10 pm (UTC)
Что поделаешь - идеология раба. Сама же знаешь - рабы, дорвавшиеся до власти, становятся хуже бывших своих рабовладельцев во сто крат. :( Потому тупых неправильных туземцев надо было превентивно расстрэлять - а лучше пожечь.
lenarudenko
Apr. 4th, 2012 07:36 pm (UTC)
Боже! Спаси меня от твоих фанатов!
ormona
Apr. 4th, 2012 08:18 pm (UTC)
О, да! :))))
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com